ДЕДА МОРОЗА
Изучение биографии Деда Мороза делает очевидным, что у него есть родственники за границей, многочисленные и тоже весьма популярные. Праздник Новолетья отмечался у многих древних народов.
Древнейшие божества Нового года.
Своя новогодняя дама была в Египте. Звали её Сотис, представала она то в образе коровы, то как обычная женщина, но с коровьими рогами. Родственницей Деда Мороза её можно считать потому, что первый утренний восход её звезды, Сириуса, после долгого зимнего отсутствия считался началом нового года. Тогда же разливался Нил, поэтому Сотис считали богиней наступающего года, наводнения и чистой воды.
Скандинавы чтили Юльский праздник, самый важный и самый долгий: норвежцы посвящали торжество богу Тору, датчане - Одину. Название праздника связано со словом "колесо", ведь год поворачивается, начинается новый круг, новый цикл. В ночь поворота года скандинавские земли посещал дух Юлеветтен. Заходя в дома в облике юноши в черном плаще, он требовал себе подарков. так что ничего удивительного в том, что скандинавы с радостью заменили его на доброго и щедрого Санту.
Древнеримского прапрадедушку звали Янусом. Заведовал он началом чего угодно, в частности началом года. Позже двуликому богу поручили другие дела, а богиней Нового года стала Анна Перенна. Сначала Анна была обычной бабушкой, подкармливала пирожками плебеев, сбежавших на священную гору, а потом те признали её богиней. Праздник в её честь отмечали в священной роще на реке Тибр с пирогами и жертвоприношениями.
Самые близкие родственники Деда Мороза знакомы славянам. В давние языческие времена святочную неделю называли Велесовой- в честь бога богатства и покровителя домашнего скота. Канун Нового года не только называли Богатым вечером, у него было даже собственное имя: у кого-то Авсень, у кого-то Баусень, Таусень или просто Усень. "Ехать там Авсеню та новому году.." - пели наши предки.Так как год начинался в марте, Авсень был покровителем первых посевов и урожая.
Другим весёлым новогодним существом был Коляда. Позже он почему - то изменил пол, превратившись в женщину: "Приходила Коляда накануне Рождества". Приходила из Рима, из календ, посвящённых богу Янусу. Сначала Коляда был богом весёлых пиров и мира, потом остался лишь персонажем святок. У поляков Коляду изображал сноп, который приносили домой на Рождество, а у хорватов - кукла.
Дед Мороз у славянских народов выглядел по- разному. Где-то это был маленький старичок с длинной бородой, бегающий по полям и призывающий стужу. А где-то, у чехов, например, Мороз богатырём и работал в кузнице. Воду в реках он сковывал железными морозами-калинниками.
Новый год в нашей стране трудно представить без его внучки-Снегурочки. Этот очаровательный и добрейший персонаж уникален - ни один из зарубежных аналогов Дедушки Мороза не имеет такого милого сопровождения.
Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это вечно юная и жизнерадостная девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой другой цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины ХХ века в её одежде стали использовать и голубые тона. Её головной убор - восьмилучевый венец, шитый серебром и жемчугом.
В народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега как живой человек. Настоящей же богиней её сделал драматург А. Н. Островский, автор одноименной пьесы-сказки, подарившей снегурочке в качестве родителей славянских богов: Деда Мороза и Весну-Красну.
Своя новогодняя дама была в Египте. Звали её Сотис, представала она то в образе коровы, то как обычная женщина, но с коровьими рогами. Родственницей Деда Мороза её можно считать потому, что первый утренний восход её звезды, Сириуса, после долгого зимнего отсутствия считался началом нового года. Тогда же разливался Нил, поэтому Сотис считали богиней наступающего года, наводнения и чистой воды.
Скандинавы чтили Юльский праздник, самый важный и самый долгий: норвежцы посвящали торжество богу Тору, датчане - Одину. Название праздника связано со словом "колесо", ведь год поворачивается, начинается новый круг, новый цикл. В ночь поворота года скандинавские земли посещал дух Юлеветтен. Заходя в дома в облике юноши в черном плаще, он требовал себе подарков. так что ничего удивительного в том, что скандинавы с радостью заменили его на доброго и щедрого Санту.
Древнеримского прапрадедушку звали Янусом. Заведовал он началом чего угодно, в частности началом года. Позже двуликому богу поручили другие дела, а богиней Нового года стала Анна Перенна. Сначала Анна была обычной бабушкой, подкармливала пирожками плебеев, сбежавших на священную гору, а потом те признали её богиней. Праздник в её честь отмечали в священной роще на реке Тибр с пирогами и жертвоприношениями.
Самые близкие родственники Деда Мороза знакомы славянам. В давние языческие времена святочную неделю называли Велесовой- в честь бога богатства и покровителя домашнего скота. Канун Нового года не только называли Богатым вечером, у него было даже собственное имя: у кого-то Авсень, у кого-то Баусень, Таусень или просто Усень. "Ехать там Авсеню та новому году.." - пели наши предки.Так как год начинался в марте, Авсень был покровителем первых посевов и урожая.
Другим весёлым новогодним существом был Коляда. Позже он почему - то изменил пол, превратившись в женщину: "Приходила Коляда накануне Рождества". Приходила из Рима, из календ, посвящённых богу Янусу. Сначала Коляда был богом весёлых пиров и мира, потом остался лишь персонажем святок. У поляков Коляду изображал сноп, который приносили домой на Рождество, а у хорватов - кукла.
Дед Мороз у славянских народов выглядел по- разному. Где-то это был маленький старичок с длинной бородой, бегающий по полям и призывающий стужу. А где-то, у чехов, например, Мороз богатырём и работал в кузнице. Воду в реках он сковывал железными морозами-калинниками.
Новый год в нашей стране трудно представить без его внучки-Снегурочки. Этот очаровательный и добрейший персонаж уникален - ни один из зарубежных аналогов Дедушки Мороза не имеет такого милого сопровождения.
Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это вечно юная и жизнерадостная девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой другой цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины ХХ века в её одежде стали использовать и голубые тона. Её головной убор - восьмилучевый венец, шитый серебром и жемчугом.
В народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега как живой человек. Настоящей же богиней её сделал драматург А. Н. Островский, автор одноименной пьесы-сказки, подарившей снегурочке в качестве родителей славянских богов: Деда Мороза и Весну-Красну.
Немає коментарів:
Дописати коментар